Большинство СНГ-любителей Dota 2, следящих за новостями индустрии, знают или хотя бы слышали о Марке Авербухе, также известному как Marchello или Esheriff. В этом нет ничего удивительного — он организовывал турниры серии EPICENTER, его высказывания часто цитируют жанровые СМИ, а работать в киберспорте он начал еще в 90-х. Однако мало кто знает историю Киберспортивного Шерифа, несмотря на то, что он является достаточно публичной персоной. Я написал эту статью специально для тех, кто задается вопросами о причинах его авторитета, тех, кто узнал о существовании Марка совсем недавно и тех, кто знаком с ним слишком долго, чтобы помнить с чего все начиналось.
Часть информации для данной статьи была собрана по крупицам с заброшенных сайтов, часть предоставлена самим Марком, а еще небольшая часть является воспоминаниями автора.
March3ll0 как журналист
Марк начал свой путь в киберспорте в качестве редактора командного сайта Moscow Team Fortress. Именно на нем в 1996 году он написал свою первую статью.
Марк вспоминает о своих эмоциях после ее публикации:
“До сих пор помню, как текст начинался и что именно в тот момент я ощутил, какой кайф мне доставляет складывать мысли в слова и предложения”
Следующие пять лет Марк был занят учебой. В 2001 году он начал свой путь редактора с сайта progamer.ru, после чего работал на таких порталах, как: Cyberfight, Proplay и iGamecentral. За все это время Марк успел внести значительный вклад в культуру киберспортивной журналистики — он посетил более сотни турниров, написал несколько тысяч новостей и получал одну из самых высоких на тот момент зарплат в индустрии. Мало кто сможет похвастаться таким послужным списком.
С 1 января 2010 Марк перестал работать на каких-либо сайтах и стал независимым, свободным журналистом.
Он так комментирует этот этап жизни:
“Несмотря на то, что мне платили очень хорошие, по меркам компьютерного спорта деньги, я не жалею, что этот этап закончился… Ни один из сайтов не реализовал, по разным причинам, предложенные мной идеи”
Марк неоднократно подчеркивал в блогах и интервью, что в СНГ киберспортивной журналистики нет. Являясь, по-сути, пионером в киберспортивной редакторской деятельности, Авербух также не мог назвать себя настоящим журналистом: у него были проблемы с запятыми, а нелепые орфографические ошибки он делает и сейчас. От рядовых редакторов он выделялся живым стилем изложения, критическим мышлением и желанием вывести киберспорт на новый уровень. Однажды он даже организовал своеобразную школу журналистов. Начинающие редакторы присылали Марку свои материалы и получали их обратно с комментариями, пометками и предложениями по улучшению. Ежемесячно наиболее прогрессирующий редактор получал от Марка стипендию в 100$.
Марк о киберспортивной журналистике:
“ …В СНГ киберспорте ее нет. Нет аналитики, нет своих героев, нет авторитетов, нет тех, кто может даже в далеком будущем претендовать на Пулитцеровскую премию (это не значит, что они не появятся). Я не могу говорить про весь мир, но мне кажется, что в СНГ искусство журналистики постепенно схлопывается и скатывается во всякие аналоги Lifenews и прочие макдональдсы, ускоряющие информационную люмпенизацию тех слоев общества, которые еще можно спасти”
В 2010 он совместно с [flag country=»lv»] Александром lexxich Заволока создал сайт Coverage, который специализировался на проведении репортажей с турниров. С мая 2012 Марк работал главным редактором команды [flag country=»ru»] M5 и некоторое время даже был менеджером состава по Dota 2 (после известных событий с Димой Смелым). Марк пытался сам вытянуть команду по Dota 2 — доставал деньги, чтобы платить им зарплаты, организовывать буткемпы и прочее.
Однако все потеряло смысл после того, как команда отобралась на WCG, но из-за конфликта между игроками отказалась на него ехать. В этой команде, среди прочих, были [flag country=»ru»] Андрей Dread Голубев и [flag country=»ru»] Алексей Solo Березин. В этой статье упоминается ваш любимый hats по супер низким ценам. Выберите доставку в тот же день, доставку под автомобилем или самовывоз.
В одном из интервью Марк рассказал, что если бы перед ним стоял выбор: быть лучшим в мире игроком или лучшим в мире журналистом, он бы выбрал второе:
“В случае журналиста, у нас возможна весьма продолжительная история, которая может длиться не один десяток лет, открывающая гораздо большие просторы для самореализации, развития личности и кругозора, чем карьера спортсмена”
March3ll0 как шериф
Все началось в 2006 году, когда Марку предложили перейти с С58 на портал proplay, который в тот момент готовился к релизу. Авербух предвкушал работать над порталом с нуля, у него появилось широкое поле для воплощения своих идей.
Однако за каждую идею ему приходилось сражаться и доказывать руководству ее необходимость. По итогу за год после открытия портала из его списка были реализованы только ставки, из-за этого в начале 2007 Марк покидает Proplay, находящийся на пике популярности и открывает собственный сайт eSport Lab. Через некоторое время он понимает, что идея открыть собственный сайт была провальной и огромное количество денег, затраченных на его реализацию было вылечено в трубу.
В это же время главный редактор Proplay [flag country=»ru»] Михаил Miker Мирчук занимается созданием сайта Goodgame, после успешного открытия которого туда перешли ключевые сотрудники Proplay.
Испытывая дефицит кадров, Proplay находился в упадке. Форум заполонили тролли (Марк называл их клоунами), количество нарушителей порядка в сотни, если не тысячи раз превышало количество модераторов. Марк встретился с руководством Proplay и вернулся на портал в качестве главного редактора, получив полный карт-бланш.
Марк о происхождении прозвища “Esheriff”:
“Достаточно сказать, что вернувшись на Proplay, я банил тысячи аккаунтов в день (лучшие дни в моей жизни=), для чего пришлось даже ввести процедуру терминации, когда нарушитель не просто банился, а стирались все следы его жизнедеятельности на сайте… В общем, как вы уже поняли, веселое было время. Я правил железной рукой, а первый указ начинался со слов: «В проплейвилле новый Шериф»”
Ситуация начала портиться через несколько месяцев, когда Марк уже не мог уделять порталу столько времени, сколько необходимо для превентивных мер. Авербух решил плюнуть на форум, и сосредоточился на своих основных обязанностях – статьях, новостях, авторах.
За полгода работы после возвращения, Марк неоднократно информировал руководство о необходимости модернизации портала, так как был уверен, что без этого Goodgame сможет вырваться вперед по посещаемости.
Так и не услышав ответа, Марк принял приглашение от руководства iGamecentral.
Завсегдатаи форума смонтировали ролик, в котором выразили недовольство шерифу, отказывались подчиняться его правилам и поносили ушедшего [flag country=»ru»] Miker’а:
https://vk.com/video?q=bb&z=video22598653_153215706 (смотреть с 3:18)
Их кумиром был Джогеджмэн, все они имели за плечами синий диплом, они были стихией, ураганом, который не могли остановить даже пермобаны. В 2007-2010 киберспортивное комьюнити еще не было разделено на фанатов определенных команд, любителей определенных дисциплин, глоров и хейтеров. Его настроение не зависело от внешних факторов — многолетний тренд мог создать любой форумчанин.
Паста, за публикацию которой можно было получить перманентный бан:
“И все же сейчас за плечами законченный технарь с синим дипломом, и казалось бы все дороги открыты передо мной, практику на заводе проходил куда меня и приглашают касиков так за 15-19 в месяц; дом, инст рядом, казалось бы учись и работай, но есть у меня желание очень большое в Челябинск смотаться, по ЕГЭ со 165 баллами повезло на одну хорошую кафедру, да и достало жить 20 лет в закрытом городе, ничего кроме завода дельного у нас нет; у меня бы даже с пареньком одним из группы получилось вместе в универ Челябы смотаться, да вот только как представлю как я там, и что здесь все плюсы и минусы жизни в большом городе и здесь, где всё под боком буквально, так в ступор конкретный впадаю, что лучше???”
Сравнивая вышеописанное и сегодняшнее комьюнити, Марк заявляет:
“Нет никакой разницы, все те же 10% активной аудитории беснуются в комментариях. Только сайты сменились. К сожалению”
March3ll0 как часть ESforce
С 2013 по 2014 Марк работал главным редактором в Natus Vincere, а в 2015 году принял должность СЕО в Dreamz Media — совместного детища [flag country=»ua»] Александра Zerogravity Кохановского и [flag country=»ru»] Антона Sneg Черепенникова. Основным направлением проекта являлась организация турниров. Спустя год Марк занял должность Директора по развитию в Epic Esports Events, наследнице Dreamz Media. Все из вас знают главные продукты Марка на этой должности — турниры серии EPICENTER по Dota 2 и CS: GO, которые во многом стали эталонными и собирали в подавляющем большинстве только положительные комментарии как от игроков, так и от зрителей.
Когда Марк покинул ESforce, он отказался давать комментарии по этому поводу, однако, он ответил на не менее важный вопрос:
Если откатиться на тот момент, когда тебя пригласили работать в ESforce, то с сегодняшним опытом ты бы согласился?
“Если с предложением шла та команда, с которой мы начали — Саша и Кристиан, то согласился бы. Как минимум, это позволило бы улучшить некоторые части турнира. Если без команды, то, все зависит от того, были бы у меня другие предложения или нет”
Я не сомневаюсь, что рано или поздно мы увидим Марка в еще более фундаментальном и эпичном проекте, который будет работать на благо индустрии.
Ну а пока, я могу подвести итог. Марк Авербух олицетворяет киберспортивную журналистику в СНГ. Он не боится критиковать партнеров и коллег, заражает окружающих профессионализмом и остается верным любимому делу.
Марк поделился с нами своими планами на будущее:
“Работать на благо киберспорта и смотреть как растут дети. Я совершенно не помню своего детства (не знаю почему) и глядя на мелких проживаю его заново. Это круто”
Сейчас Марк работает в [flag country=»ru»] Team Spirit и является организатором серии турниров Sector.